Написал Константин Манич 14 июля 2009

Как вы думаете, может человек добиться успеха и одновременно проиграть?
Я знал одного человека, который был очень успешным продавцом, но счастья ему это не приносило. Он делал лучшие продажи в компании, получал большую комиссию, но он постоянно был мрачный и угрюмый. На работу он приходил раньше всех, уходил значительно позже. Он вел одновременно по несколько крупных проектов, принимая в них самое активное участие. Даже по выходным он старался побывать на тренингах или почитать книги, чем сходить в поход или посмотреть новый фильм.
Как я уже сказал, такая напряженная работа приносила хорошие деньги, но, я могу сказать как человек, который знал его до того, как он стал работать в продажах, внутренне он очень сильно изменился. Он стал нетерпеливым, злым, раздражительным. Его друзья, и я в том числе, перестали с ним общаться. Сейчас я даже не могу сказать, как у него дела. Слышал, что он разочаровался в продажах и, вроде как уехал из города.

Ситуация, которая произошла с моим знакомым — типичный случай перегорания.

Это как с машиной: если эксплуатировать ее долго и жестко без перерыва, то двигатель перегреется, машина остановится и никуда уже не поедет. То же самое происходит с людьми, когда они все силы тратят на достижение поставленной цели, то со временем они «перегорают» из-за усталости вызваной напряженной работой. Проблема «перегорания» складывается из эмоциональных и психологических проблем.

Кто может «перегореть»?
Это проблема в основном целеустремленных людей. У них плотный рабочий график, но они всегда готовы взять на себя дополнительные обязанности. Знаете, есть такой тип людей, которые не умеют говорить «Нет», причем не из-за того, что боятся обидеть отказом, а потому что считают, что дело должно быть сделано. Им нравится, когда задание сделано правильно и вовремя. Одна из основных проблем, приводящих к перегоранию — неумение делегировать полномочия. Поэтому они и делают все сами.

Как это происходит на практике? Человеку дают задание. Через какое-то время добавляют еще одно, потом третье и так далее. Бывает так, что работа целого отдела зависит от такого трудоголика. Люди начинают удивляться тому, как можно делать столько дел одновременно. А сама потенциальная жертва даже находит удовольствие в этом. Может слышали фразу «Я лучше работаю под давлением?» Это — симптом. В экстремальных условиях, конечно, проявляются скрытые резервы организма, но долго так работать не может никто.
В конце концов качество работы ухудшается, результаты отдела и компании падают, а у человека начинаются эмоциональные и психологические проблемы — он ощущает вину за то, что не справился.

Причина такого поведения, как я думаю в том, что человек неверно расставляет приоритеты в своей жизни. Они ставят на первое место деловые успехи и считают семейную, общественную жизнь не важным и второстепенным. Таки люди не прислушиваются к советам и считают, что еще немного и они достигнут очередной карьерной ступени. Самое грустное, что даже если они и достигнут определенных результатов (что бывает не всегда), то реальность может отличаться от их ожиданий и вознаграждение не будет соотвтетсвовать тем усилиям, которые были затрачены на его получение.

Как предотвратить выгорание?
1. Установите предельное количество часов в неделю, которые вы посвящаете работе. Это касается не только работы в офисе, но и за его пределами — заставьте себя не думать о работе, когда вы не на работе! Этим вы лишний раз изматываете себя. Если вы в неделю работаете 50-60 часов, то начните еженедельно снижать это число на 1 час, добиваясь результата в 40-45 часов.

2. Устанавливайте цели и записывайте их. Иначе вы рискуете погрязнуть в рутине. Записаные цели дисцплинируют и помогают ставить правильные ориентиры.

3. Научитесь говорить «Нет». Людям, подверженным перегоранию, может казаться, что отказ кому-либо в просьбе означает их некомпетентность или неспособность решить задачу. Но, если вы будете браться за каждое задание, то все равно не выполните их хорошо. Если вы считаете, что у вас достаточно работы, то ничего плохого не произойдет, если вы откажетесь. Как вариант можете делегировать свои полномочия.

4. Учитесь делегировать. Это сложно, это заставляет вас нервничать. Всегда хочется сказать «если что-то хочешь сделать, то сделай это сам», но делегировать необходимо. Вы разгружаете себя, даете людям возможность учиться, а сами тратите время на планирование и организацию работы. Те задачи, которые и должен выполнять менеджер.

5. Уходите от рутины. Как человек не может есть одни и те же блюда, так вам будет тяжело выполнять одни и те же задания. Внесите разнообразие в свой график: работу в офисе чередуйте со встречами, уделяйте время на чтение (можно даже полчаса-час рабочего времени потратить на это, я бы за это менеджера похвалил). Если устаете — выйдете из офиса и прогуляйтесь минут десять — самочувствие улучшится.

6. Не воспринимайте жизнь слишком серьезно. Вы не самый важный человек в мире. Подумайте, что будет, если вы уйдете из компании? Она же не закроется. Так что поменьше волнения. Это же касается проблем клиента. Мой начальник рассказал мне историю, что когда он начинал работать, то очень серьезно воспринимал те моменты, когда клиент, например, не успевал подать документы и из-за этого могла сорваться сделка. И тогда моему начальнику его начальник сказал «Разверни стол — это проблема клиента, пусть он ее решает». Иногда полезно сделать именно так, по опыту — клиент начинает шевелиться.

Успешным быть не просто. Но старайтесь не ставить это главной целью, задвигая все остальное на задний план. Иначе вы рискуете сгореть раньше, чем добьетесь успехов. Ничего хорошего в этом нет. Надеюсь, что мои рекомендации помогут избежать вам этой опасности.